FPlib.ru

  Литературный сервер

“Друзья и Партнеры”
верь в звук слов
      смысл тайны в них ..
В. Я. Брюсов
ГлавнаяО сайтеЦитатыПословицы
Когда мне хочется прочесть роман,
я сам пишу его. - Б. Дизраэли

разделы сайта

Избранное

Поиск


Яндекс.новости



Сумароков А.

Сумароков Александр Петрович (1717-1774)

Александр Петрович Сумароков Родился 14 ноября (25 н.с.) 1717 года в старинной дворянской семье. Его отец составил блестящую военную карьеру, завершив ее в чине полковника, а гражданскую - действительным тайным советником, прослужив при нескольких императорах и императрицах: от Петра I до Екатерины II.

Маленького Александра сначала воспитывали и обучали дома, как было принято во всех дворянских семьях, а затем он был отдан в только что открывшийся Сухопутный шляхетский корпус, который окончил в 1740 году.

Надо сказать, что обучение в этом заведении, где готовили будущих государственных чиновников, имело гуманитарную направленность: изучались иностранные языки, тонкости светского этикета, поощрялись литературные занятия, разрешалось посещение театров. Именно из стен корпуса вынес Сумароков свое фанатичную привязанность к театру, не покидавшую его уже никогда.

При выпуске из корпуса Сумароков был назначен адъютантом вице-канцлера графа Головкина, а когда к власти пришла Елизавета Петровна, он стал адъютантом графа Разумовского, под началом которого прослужил 10 лет. В 1756 году Сумароков был назначен директором только что учрежденного постоянного Российского театра.

За свою новую должность Александр Петрович взялся с большим энтузиазмом. Он вникал во все подробности жизни вверенного ему учреждения: - от режиссерских и преподавательских до хозяйственных.

С 1759 года Сумароков начал издавать журнал "Трудолюбивая пчела", который явился первым чисто литературным журналом. На его страницах печатались переводы сочинений Вольтера, Свифта, Горация, Лукиана.

Не сложившиеся отношения с придворной конторой театров заставили Сумарокова уйти в отставку, затем, через несколько лет после начала правления Екатерины II, в 1769 году ему пришлось уехать в Москву из-за накалившихся отношений с ней.

Последние годы жизни Сумароков провел в нищете. Дом и имущество продали за долги. "На что писателя отличного мне честь, коль нечего ни пить, ни есть!" - горько восклицал он. Поэт пристрастился к спиртному, что и привело его к гибели.

В октябре 1777 года Александр Петрович скончался, один, позабытый всеми, хотя его литературная слава была еще в зените. Поэта похоронили в Донском монастыре, куда его гроб принесли на своих плечах актеры.

Мировоззрение Сумарокова сложилось под влиянием идей петровского времени. Лучшим государственным устройством он считал монархию, а проводником политики просвещенного государя, по мнению Сумарокова, должно было быть дворянство. Именно на роли и обязанностях дворянства сосредоточил поэт свое творчество. Он не отрицал крепостное право, но считал, что дворянин не должен унижать человеческое достоинство крестьянина, называя жестоких помещиков "скотами" ("Ах! Должно ли людьми скотине обладать?")

По своим литературным взглядам Сумароков был чистым классицистом. В его произведениях всегда соблюдалось триединство места, времени, действия. Герои четко делились на отрицательных и положительных.

Поэзия Сумарокова началась с сочинения любовных песен, в которых ему удалось отразить искренность и различные оттенки любовного чувства. Именно открытость переживаний, сердечный пыл, простота и наивность "лирического героя" принесла Сумарокову заслуженную известность.

Но литературную славу получили его трагедии: "Хорев", "Гамлет"," Синав и Трудов", " Артистона", "Семира", Ярополк и Демиза", "Вышеслав", "Дмитрий Самозванец" и "Мстислав". Уже по названиям видно, что поэт отдавал предпочтение отечественной тематике, которая помогала ему воспитывать гражданские чувства. Основной конфликт трагедий состоял в борьбе "разума" над "чувствами", в победе общественного над личным. Часто общественно-воспитательная роль трагедий значительно преобладала над изображением живой жизни.

Такие же воспитательные цели преследовали и комедии Сумарокова : "Тресотиниус", "Пустая ссора", "Чудовищи", "Приданое обманом". "Опекун", "Лихоимец", "Три брата совместники". "Ядовитый", "Нарцисс", "Мать - совместница дочери", "Рогоносец по воображению" и др. В них высмеивались различные человеческие пороки.

Наиболее глубокие по сатирической и политической остроте были басни (притчи) поэта. Всего их было около 400. В них Сумароков боролся с невежеством, презрением к родному языку, мотовством, жадностью, взяточничеством, ложью и т.д. Эти качества поэт пытался довести до карикатуры, чтобы вызвать у читателя смех и желание исправить недостатки.

Но в целом все творчество Сумарокова вызывало интерес и восхищение. Правда, у разных поколений в моде были разные произведения поэта. Если современники Сумарокова отдавали предпочтение трагедиям и басням, то в дальнейшем преимущество перешло на его сатиры и песни. Этот факт только лишний раз подчеркивает разноплановость и актуальность его таланта.


Новости


   Rambler's Top100 Copyright © 2014 FPlib.ru
Литературный сервер